ДЕНЬ 1. Знакомство

Маршрутка остановилась в 10 минутах от центра города. Было жарко. Грунтовая дорога наградила букетом пыли, а люди (обычные соседи необычного места) —  косыми взглядами. Нас сопровождала девушка с трехлетним опытом служения, в сари и деревянных бусах. Она без устали рассказывала что, как, да почему происходит в стенах этого храма и ее сознания.

Пришли.

«Хари Кришна» вместо приветствия. Никаких куполов и просящих. У входа — охранник в камуфляже и прабху |мужчина| в белой одежде — цвет нарядов у мужчин указывает на выбранный вектор служения. Скромный дворик без ограды, маленький огород для картошки и трав, магазинчик с домашними угощениями и кирпичное восьмиэтажное здание во главе. Тут, казалось, все происходит вне времени и вне пространства — люди не проклинают Порошенко, не плачут под турецкие мелодрамы и давно забыли вкус бургеров из McDonalds. Что же у них осталось? Вера, надежда, любовь… и яблочная техника тоже мелькала перед глазами. «Спасибо Кришне, он подарил мне айфон» — говорят там. Эти люди не отказались от благ цивилизации, лишь перестали быть рабами похмелья, секса и несварения от вчерашних пельменей*. Но перестали ли быть рабами?

*предусмотрен отказ от мяса — поглощение и совокупление,
и от дурманящих сознание — наркотиков и алкоголя.

Мы зашли внутрь.

Запах благовоний, комнатка для обуви, «дальше будем босиком потому, что пришли в Его дом» — так началась наша маленькая экскурсия по храму Кришны.

Читай также: Рудольф Краевский — главный веган Киева

храм

ДЕНЬ 2. Погружение

Босыми ногами мы ступили в алтарную. Было странно и немного страшно. Матаджи |женщина|, которая зашла первой, в один миг упала, прислонила лоб к деревянному полу и начала шептать быстро и неразборчиво. В зале 10×5м чего только не было: одни в кругу изучали Бхагавад Гиту |основу индуистской философии|, кто то молился с закрытыми глазами, перебирая четки, другие застыли в ожидании.

— Что сейчас будет?
— Будет хорошо. Главное, не пугайтесь!

Занавес открылся.

На сцене показались две метровые фигурки — Кришна и Баларама |его старший брат| в гирляндах из живых цветов и переливах солнечного света. Раздался аромат благовоний и мелодичное Хари Кришна за спиной.

Действие 1

Маленькая пожилая женщина |служанка Кришны|, протягивая железный разнос, предлагала божествам воду, огонь и цветок. Плавными отточенными движениями подносила к ним свечи и одобрительно кивала, поворачивая голову к залу.

Действие 2

Пока матаджи перьевым опахалом обмахивала фигурки, в зале лилась песня-мантра из 8 строк и 3 повторяющихся слов.

Харе Кришна
Харе Кришна
Кришна Кришна
Харе Харе
Харе Рама
Харе Рама
Рама Рама
Харе Харе

Громко и отчетливо. 30 минут без перерыва. Мы стояли в окружении запахов, огня и пяти служащих. Под наблюдением Свами Прабхупады с другой стороны зала. Свами Прабхупада, по преданию, —  крупнейший философ современности. Знаток санскрита, он перевел на английский и прокомментировал основные классические философские и религиозные произведения Индии. Его фигура, размером с обычного человека в одежде и гирляндах на шее, скрестив ноги восседала на деревянном троне. Это воистину качественная работа мастеров — казалось, что лакированные веки вот вот откроются.

Читай также: Масала чай для чайников

храм

ДЕНЬ 3. Время обеда

Кушать, сидя на полу, да под любимый сериальчик — то еще удовольствие, правда? Момент уединения, уюта, дома —  только если ты дома. В храме было иначе. Здесь десятки мужчин и женщин скрестили ноги на мраморном полу. Гендерное разделение — толстый канат протянут вдоль комнаты. Пластиковая посуда. Манящий запах специй из больших кастрюль. Пришло время прасада*. И если ты беспокоишься о микробах, гигиене и стерильности —  дальше читать опасно.

Прасад в индуизме —  это пища, предложенная божеству в храме. После подношения раздается среди верующих, как духовный и священный дар, как символ божественной благодати.

Пройдемся по меню:

  1. Томатный суп с базиликом и овощами. Черпаешь мутный бульон пластиковой ложкой, и та прогибается под тяжестью выловленной спаржи.
  2. Тушеный картофель со сладкой черникой — это угощение заслуживает отдельного внимания. Знакомая украинская бараболя заиграла по новому с первого кусочка. Пряная, крахмальная и такая нежная, она пускалась в пляс с черничной подливкой и заканчивала свои па кисловатым послевкусием.
  3. Манная каша с бананами и сухофруктами. Да, манка. Да, как в детстве, когда утром не можешь открыть глаза, но уже бежишь на запах, обжигаешься, снова подносишь ложку к губам и снова обжигаешься. И это тепло греет тебя внутри.

Смотри.

Здесь все иначе.

Манка, конечно, вкусная и сытная. Но холодная. Как пол, воздух и стеклянные глаза едоков по соседству. Хочешь получить удовольствие от трапезы —  абстрагируйся, держи взгляд на своей тарелке, ешь и уходи. Не смотри на жилистые руки с половниками. На босые ноги с отпечатками усталости в 10 см от своей тарелки.

Здесь понимаешь, как важно слушать и слышать предельно осторожно и выборочно. Отсеивать прямую манипуляцию, влияние и шум. Узнавать грани своей выдержки и человеческой подконтрольности. Быть открытым ко всему, но не впускать лишнего. Быть лояльным, но не позволять садится на голову. Обретать духовных учителей, но не терять свою голову.

Читай также: Еда для здоровья зубов и десен

храм

***

Вторник, 11 июля. Дорога с работы, люди, увлеченными своим делом/жизнью/искусством. Жара летнего вечера оседает тяжестью на коже и пылью на волосах. На встречу люди — грустные, грузные, те, что с 10 до 18 и домой, к детям/мужу/борщу. И вдруг:

Спасибо Бог! — звуковая волна ударяется о затылок. Женщина в розовом платье и волосами в тон стоит в окружении подруг по духу и тянется к небу, в поисках того самого верного пути.

Надо идти.

Шаги. Дорога. Машины. Красный свет. Пробка из утомленных солнцем прохожих. 7, 6, 5… «Читайте Библию. В Библии все написано!» —  мужчина зациклено проповедует по ту сторону улицы. В одной руке у него жестяная банка с мелочью. В другой —  жадно сжатый, сбитый на скорую руку тонкий деревянный крест.

Второй присест.

Подземный переход с запахом варенной кукурузы. Крещатик. Цыгане. Турки с девочками на шпильках. Жуки на асфальте. Улица Сковороды. Видишь, как разнообразна жизнь. Зачем тогда уперто зацикливаешься на одном свитере/плей листе/вере. Смотри шире.

 

Слушай также: Лекции TED

храм

***

Все дилеммы на этой планете сводятся к НАДО или ХОЧУ. В обеих случаях: четыре буквы, две гласные две согласные, даже О — общая. Только смыслы разные.

“Я хочу чаю” — мимолетное желание, от которого можно отказаться.
“Мне нужен чай” — например, ромашковый, чтобы успокоить нервы.

“Я хочу ходить на работу” — нравятся задачи/люди/стены.
“Мне надо ходить на работу” — деньги/признание/власть.

“Я хочу верить в бога” — да пожалуйста, мы вольны в своих желаниях.
“Мне надо верить в бога” — поверь хотя бы в себя, для начала.

***

Причины выбора религии. Мнения служащих из храма Кришны:

Маша, 23 года
Я пришла сюда около двух лет назад, чтобы понять: откуда столько споров и противоречий в механизме ведической культуры. Мне понравились люди — открытые и понимающие. Но до сих пор, я не знаю, верю ли в Кришну. Мне просто хорошо в этих стенах. 

Саша, 25 лет
Сколько я здесь? Ой, четвертый год пошел. И я счастлива, безусловно. Раньше жизнь была плохой — наркотики, алкоголь, зависимость от материальных вещей. Теперь я свободна.

Марина Николаевна, 72 года
Девочка моя, все очень просто. Сын умер, муж умер, даже кошка, и та бросила меня доживать в одиночестве. А Кришна не может умереть. Он всегда рядом с нами.

Все дилеммы на этой планете сводятся к ХОЧУ. Но иногда желание настолько велико, что, попросту, превращается в потребность.

До новых встреч!

All images © Elizaveta Porodina

Читай также: Что такое счастье и где его взять